Римляне изобрели бетон. Они получали его путем смешивания раствора из извести и песка с каменным щебнем. Гидравлические добавки в виде вулканического песка — пуццолана — делали римский бетон водонепроницаемым и очень прочным. Со временем он стал более однородным. Обожженный кирпич в сочетании с бетоном стал применяться лишь в период Империи.
Строительная техника была довольно несложной. Применяли бутовую кладку. Бутовая кладка — это щебень, залитый для связи раствором из обожженной извести и песка. Бутовая кладка давала возможность строить дешево и быстро. Все дело: мелкий щебень, битый кирпич, глиняные черепки, осколки мрамора. Щебень, применявшийся для заполнения стены, не смешивался предварительно с раствором. Сначала укладывали между стен слой раствора толщиной 10-15 см и та“ кой же слой каменного щебня, затем утрамбовывали.
Штукатурный раствор приготовляли из извести и речного песка. В раствор для декоративной отделки стен добавлялась мраморная крошка, нередко гипс. По внешнему слою наносили рисунок. Для облицовки стен брали небольшие камни — туфовые, чаще неправильной формы, и укладывали их без всякого порядка в штукатурке. Позже стали использовать цемент. Из-за страшных пожаров применять для возведения стен дерево запрещалось.
НЕПРИСТУПНЫЙ ДОМУС
В городе основным жильем стал дворец (домус, дом), в котором протекала жизнь семьи. С внешней стороны была видна каменная стена, побеленная известью, прорезанная лишь узкой дверью, да в верхней части — несколькими редко расставленными маленькими окошками. Над стеной была заметна крыша из красных черепиц.
Фасады домов были простыми, а помещения с обеих сторон от входа сдавали под магазины. Отсутствие окон на уличном фасаде объяснялось стремлением римлян к уединению. Комнаты освещались через отверстия вверху внутренних дворов и через двери, выходящие в эти дворы. Солнце светило ярко, поэтому света и тепла хватало.
Крыша римского дома была плоской, иногда двускатной, с фронтонами с обеих узких сторон. Фронтоны были ровными, без углублений. Крышу крыли черепицей или выстилали камнем.
Снаружи стены были оштукатурены и выбелены. Они не имели окон (кроме второго этажа). Дом освещался через отверстие в крыше или двери. Окна делали только в тех помещениях, которые находились далеко от источников света, да и то небольшие. Наружный вид домов почти всегда был скромным. В эпоху позднего Рима снаружи дом оставался простым, разве что стены выкладывались несколько красивее прежнего — из кирпича или отесанного кубиками камня, притом так, чтобы пазы камней образовывали сетку.
Вход в дом делали под навесом крыши. Снаружи перед дверью была площадка. Входная дверь — двухстворчатая, деревянная, иногда обитая металлом и слоновой костью. Дверные косяки — мраморные. Дверь открывалась внутрь при помощи крючьев, которые лежали на пороге или притолоке. Днем ее не запирали, так как у входа в боковой каморке сидел привратник.
Он был вооружен тростью. Раба-привратника приковывали к стене, чтобы он не мог покинуть свой пост. В дверь всегда стучали молотком или кольцом в двери, даже если она не заперта.
На пороге дома мозаика гласила: «Добро пожаловать». Здесь же могла быть ученая птица в клетке у самой двери. Доска с надписью: «Берегись собаки!» уведомляла об оной. Иногда вместо живой собаки была лишь мозаичная.
Римляне так и не изобрели продуктивного замка, который можно было открывать с обеих сторон, поэтому они запирали дом, главным образом, лишь уходя из него. Они оставляли висячие замки, которые либо открывали поворотным ключом, либо Г-образным ключом с квадратным отверстием, сжимавшим пружинку, и перемещавшим запор и освобождавшим отверстие. При сжимании пружинки замок открывался, при вытаскивании его она распрямлялась, и отверстие перекрывалось.
Замки снимали, когда открывали двери снаружи. Изнутри двери запирались двойной задвижкой, засовами и болтами из железа. Снаружи ее отпирал ключ. Ключи в Риме делали железные и бронзовые. Обычно это была бронзовая ручка с железным стержнем. Задвижки засовывали в притолоку и порог каждой створки, также была поперечная задвижка на обе двери. Запор висел на скобах, вделанных в стену.
Богатые дома имели вестибюль, куда можно было войти с улицы по АТРИУМА ступенькам. Он ограничивался с двух сторон выступами дома, украшался оружием и статуями. Здесь клиенты ожидали приема у своего патрона. В домах простых людей вестибюля не было, вместо него — лавки.
Дверь в глубине вестибюля вела в атриум. Первоначально внутри атриума находился очаг, а крыша имела отверстие для выхода дыма. От дыма стены и потолок становились черными, закопченными, отсюда же его название — от латинского ater — «черный». Через этот же проем освещались внутренние части дома. Это первый тип атриумов. Позже вместо очага стали делать бассейн имплювий (от латинского дождь — pluvium). Отверстие в потолке называлось комплювий: через него дождевая вода попадала в бассейн. Крыша шла только по периметру. Такой атриум назывался каведиум.
Потолок атриума и кровлю поддерживали дополнительные бревна в боковых стенах или позже колонны. Этрусский атриум сменил четырехколонный атриум, то есть, базировавшийся на четырех колоннах по углам имплювия. Затем уже появился коринфский атриум с большим количеством колонн. Выступающие и смежные края крыши соединяли желобками. Концы желобов украшали звериными мордами и масками. Они спускались к углам имплювия.
Водой дорожили. В древние времена водопроводов не было, ходить на колодец было неудобно, а рыть их у себя — безуспешно. В доме обязательно была цистерна с дождевой водой. В имплювий с крыши стекала дождевая вода. Когда вода поднималась до определенного уровня, из имплювия она по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом. Оттуда ее черпали сосудом на веревке через оставленное отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца, закрытого каменной плиткой на небольшом цилиндре.
В позднеримскую эпоху, когда появился водопровод, комплювий и имплювий в нежилом атриуме стали лишь украшением и напоминанием хозяевам о жизни их предков, когда водопровода не было. В холодную погоду комплювий закрывали сверху. Если частный домовладелец в Риме хотел подключиться к общественному водопроводу, то при этом делался отвод по свинцовой, керамической или деревянной трубе и устанавливалась бронзовая насадка с указанием диаметра трубы. Владелец платил налог в соответствии с диаметром трубы.
Атриум был символом домашнего мира и уюта и священное место в доме. Здесь стоял ящик с деньгами. Атриум — самая большая комната, здесь семья готовила пищу (находился очаг), обедала и собиралась в дни торжеств и обычные дни. Здесь находился ткацкий станок до конца республики, здесь ткали и занимались хозяйством. Здесь же молились богам. В атриуме заключали браки, давали имя младенцу, совершали погребальные обряды и официальные приемы.
В древние времена при входе в атриум прежде всего бросалось в глаза брачное ложе напротив дверей. Оно было высокое, взбирались на него по лестнице. Сначала брачное ложе имело прямое назначение: на нем супруги спали. Когда стали делать отдельную спальню, то ложе, стоявшее в атриуме, приобрело символическое значение. От супружеского ложа, на некотором расстоянии помещался алтарь домашних богов и очаг — фокус.
Очаг и алтарь домашних богов — это самое дорогое по представлениям римлянина, что есть в доме. Римляне верили, что их жилища охраняют духи — нумина. Припасы и хранилища охраняли пенаты, лары присматривали за всеми домашними делами. У каждой семьи был свой гений — дух-покровитель и духи предков — манны. Некоторые нумина имели собственное имя: богиню домашнего очага называли Вестой, а Янус являлся богом дверного проема.
Первоначально алтарем служил камень, на котором приготовлялась пища. Прежде чем пить и есть, пищу клали на камень и совершали возлияние — специальный обряд. Впоследствии появился жертвенник, посвященный ларам (лара- рий) — то место, где семья возносила ежедневные молитвы и приносила жертвы: вино, хлеб или плоды. Очаг был каменной или кирпичной четырехугольной плитой, возвышавшейся над полом. Наверху была устроена впадина для разведения огня, а сбоку или внизу — отверстия. Именно возле очага по римской традиции стоял ткацкий станок.
По бокам атриума помещали небольшие флигели. Во флигелях располагались шкафы с полками с гипсовыми или восковыми масками умерших предков — имиджами: по ним прослеживали родословную хозяина. Их располагали в хронологическом порядке. На каждом была надпись — титул, сообщавшая об имени и заслугах покойного. В праздники шкафы открывали, маски украшали венками. Если родословная была слишком длинной, то на стенах вешали бронзовые медальоны и щитки с изображениями всех предков. Простые граждане помещали на стене рисунки предков.
Двери делали высокими, они были все время открыты, чтобы пропускать свет в комнаты. Справа и слева находились крылья — алы, через которые проходили в другие комнаты. В богатых домах атриум отделывали мрамором, стены расписывались фресками, в нишах стояли мраморные статуи, пол был мозаичным. В более позднюю эпоху римляне заимствовали перистиль, но из уважения к старине они сохранили и атриум. Когда к дому пристроили перистиль, а по его сторонам возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в новой половине. Туда же перенесли очаг.Там сделали кухню. И там часто устраивали нишу для ларов.
Атриум превратился в парадную, официальную комнату огромных размеров, в которой уже никто не жил. Теперь тут вели только переговоры с клиентами и проводили деловые встречи. Атриум стали называть «гордым» и «надменным».
Алтарь по-прежнему оставался около комплювия и имплювия, но они служили только украшением. Для молитв было специальное святилище — ларариум. В комнатах вокруг атриума жили рабы, или размещались кладовые. От обстановки старого атрия остался только денежный ящик.
Кроме атриума имелся еще и другой зал — каведиум. Это как бы средний двор или вторая часть атриума. Здесь по бокам находились кладовые и пенаты — боги-покровители домашнего хозяйства. Именно там, где раньше стояло семейное ложе, как правило, в нише, позже появился таблиниум — кабинет хозяина с семейным архивом — таблином.
Она отделялась от остальных комнат занавесями, коврами, передвижными досками или ширмами.
Таблиниум искусно обставляли. Стены украшали картинами. Таблиниум — центр домашнего управления, здесь хозяин помещал изображения пенатов, хранил деньги, бумаги, самые дорогие книги. Главная мебель — большой сундук, ме- Цепная собака, таллический или деревянный, обитый металлическими пластинками и большими Мозаика.Помпеи гвоздями, стоял по правую руку от стены и был крепко заперт и запечатан. Железные прутья с кольцами между колонн и на стенах соединяли и разделяли занавесями пространство.
Направо и налево оттаблиниума парадные комнаты вроде гостиных. Меблированы они были стульями с подушками, креслами и табуретами. Здесь же: трофеи, добыча от походов, фамильные портреты.
Кубикулы — спальни и кладовые были более изолированными. Кухня находилась в задней части дома: так из нее не доносился кухонный чад, и уменьшалась опасность пожара. Она сохраняла религиозный характер: очаг —алтарь богов — ларов, стена с изображениями этих божеств.
Каменная печь и металлические печи, и треножники составляли утварь.
Печь в углу комнаты представляла собой каменное сооружение с кирпичной облицовкой, разделенное на несколько отделений. Над печью помещались колпак и труба, единственные во всем доме. Там же находилась жаровня (каминус), большой стол из твердого камня. При кухне имелась помойная яма, сообщающаяся с канализационной сетью. Рядом с кухней был туалет — клозет. Туалеты в римском доме пристраивали к кухне не по невежеству или отсутствию средств. Кроме нечистот в сток попадали кухонные отходы. Римские вельможи имели и переносные горшки.
Комментарии
Отправить комментарий